
Когда мы начинаем выбирать «сладкое неведение»
Учёные из Чикагского университета выяснили, что люди начинают сознательно избегать информации намного раньше, чем принято считать. Поведение, известное как «эффект страуса» (хотя страусы головы в песок не прячут), проявляется уже у детей примерно с семи лет.
Любопытство против избеганияВ исследовании приняли участие 320 американских детей в возрасте от пяти до десяти лет. Оказалось, что малыши активно стремились к новым знаниям, тогда как к семи годам у многих появлялась тенденция избегать информации, если она могла вызвать неприятные эмоции. Например, детям предлагали узнать, почему их любимые конфеты вредны для зубов. Самые младшие с интересом смотрели ролик, а старшие предпочитали не знать, чтобы не портить удовольствие. При этом они спокойно узнавали о вреде нелюбимых сладостей.
Моральное «окно для манёвра»Учёные проверили и другую ситуацию. Детям давали возможность выбрать между двумя наборами наклеек: в одном количество призов было известно, в другом — скрыто. Прежде чем принять решение, ребёнку предлагали узнать, сколько достанется партнёру. Младшие чаще хотели проверить, старшие — наоборот, отказывались. Это позволяло им сохранять иллюзию справедливости и в то же время действовать в собственных интересах. Такой психологический приём исследователи назвали «moral wiggle room» — пространство для морального манёвра.
Исключение из правилаИнтересно, что в вопросах компетентности дети не избегали знаний. Они хотели знать, хорошо или плохо справились с тестом, даже если результат мог оказаться негативным. Учёные предполагают, что школьная атмосфера формирует установку на развитие: плохая отметка воспринимается не как приговор, а как возможность улучшиться.
Взрослые и последствияС возрастом привычка избегать информации усиливается. Мы можем не открывать банковский счёт, чтобы не видеть неприятных цифр, или не читать новости, чтобы снизить тревожность. Однако такое поведение имеет и общественные последствия — от усиления политической поляризации до сопротивления новым идеям.
Учёные советуют задавать себе вопрос: почему я избегаю информации? Дискомфорт в моменте может быть ценой за долгосрочную пользу. Если научиться воспринимать знания как ресурс для роста, а не как угрозу, можно снизить риск оказаться в плену у собственных страхов.
«Люди стремятся к определённости, но если знание несёт угрозу, мы предпочитаем от него отказаться, — поясняет исследователь Радхика Сантанагопалан. — Возможно, полезнее научиться принимать и даже ценить некоторую долю неопределённости. Это поможет не поддаваться информационной слепоте».